Ребенок не разговаривает в 2-3 года

Ребенок не разговаривает в 2-3 года: советы психологов

Когда ребенок после 2 лет не разговаривает, родители начинают волноваться. Усугубляется тревожность по этому поводу, когда малыш попадает в среду ровесников и становится очевидно, что он в этой компании самый молчаливый. Причинами долгого молчания могут быть физиологические и психические расстройства, генетика и неправильный подход родителей к развитию речи. Все они поддаются коррекции, если подойти к ней вовремя и грамотно.

Современные логопеды условно делятся на 2 группы: одни считают, что детям до 5 лет помощь специалистов не нужна, если ребенок плохо говорит не в следствие серьезных проблем, другие советуют решать вопрос как можно раньше, аргументируя это тем, что тогда гораздо легче скорректировать проблему. Но нужно помнить, что без попыток разговорить ребенка самостоятельно, специалист мало чем поможет.

Психологи и врачи утверждают, что четких возрастных рамок, когда малыш должен заговорить, нет — некоторые начинают лопотать уже в 1,6-2 года, а словарный запас других в 2 года и 4 месяца составляют 30-50 слов.

Самые распространенные причины молчания ребенка 2-3 лет, требующие коррекции:

Они мешают малышу издавать звуки, вызывают дискомфорт

Такие проблемы требуют постоянного контроля взрослых

Дети-аутисты живут в своем мире и у них нет потребности общаться с окружающими.

С ними необходимо работать детским психологам, неврологам, психотерапевтам

Поэтому кроха может отказываться разговаривать, оставаясь «маленьким» и требуя таким способом внимания к своей персоне.

Родителям нужно уделить внимание его психическому состоянию, уверить его, что он любим и все так же нужен, прекратить давить на него и требовать ответственности и соответствия их ожиданиям

В это же время у него развиваются комплексы, основанные на недолюбленности и ощущении ненужности.

Родителям нужно проанализировать свое поведение и если они объективно понимают, что сами отбили охоту говорить, — менять тактику своего поведения как можно быстрее

Это не означает, что от них нужно отказаться, но они не должны быть единственным или доминирующим источником, откуда ребенок черпает информацию

Кроме этих причин есть другие, не требующие вмешательства и отображающие индивидуальные особенности ребенка:

Темперамент передается генетически, поэтому родителям нужно в первую очередь проанализировать себя

При этом такой малыш сам все понимает, выполняет просьбы родителей, без особых проблем находит предметы, животных и людей, о которых его спрашивают или просто упоминают в беседе

Сосание ее может способствовать нарушению артикуляции.

С отказом от соски многих детей «прорывает» на разговоры.

Есть стереотипное мнение, что мальчики начинают говорить позже девочек. Оно не обосновано научными исследованиями — развитие речи индивидуально и зависит от множества факторов, перечисленных выше, половая принадлежность отношения к нему не имеет

Нет человека, способного понять ребенка больше, чем тот человек, который проводит с ним максимальное количество времени. Как правило, это мама. Ни один специалист не скажет более точно причину, чем наблюдательные родители. Поводами обратиться к специалисту считаются:

  • очевидное несоответствие определенному возрасту физического развития: слишком маленький рост, вес, пассивность ребенка;
  • с четырехмесячного возраста малыш не реагирует на появление близких оживлением, улыбкой, звуками;
  • к 6 месяцам в лексиконе грудничка нет односложных слогов, ребенок не гулит;
  • к году и 6 месяцам малыш никогда не реагирует на просьбы подать игрушку, подойти;
  • к 2,5 годам кроха не показывает пальцем на предметы, называемые родителями, его лексикон состоит из 20 слов и меньше;
  • к 3 годам малыш не знает частей тела и простейших бытовых предметов.

Все перечисленные симптомы могут указывать на патологические состояния, ставшие причиной молчания. Сторонники прогрессивных подходов к изучению этиологии детских болезней утверждают, что 90% из них носят психосоматический характер. Поэтому в семьях, где напряженное общение и недостаток любви, дети болеют и отстают в развитии чаще.

Прежде чем обращаться к специалисту, маме или человеку, который занимается воспитанием, необходимо внимательно и на протяжении длительного времени понаблюдать за ребенком и убедиться, что он отказывается говорить не из-за настроения, стеснения, дискомфорта или физического состояния, а действительно не понимает простейших вещей. Крайне опасно оценивать его способности, сравнивая его с окружающими детьми и делать выводы с разовых случаев.

Если ребенок не разговаривает, родителям предлагается такой алгоритм действий:

  1. 1. Посетить специалистов и исключить физические и психическиепатологии. Если они имеются, то корректировать всеми необходимыми способами.
  2. 2. Наладить эмоциональную атмосферу в семье: выяснить отношения и всеми силами стараться избегать конфликтов и напряженных ситуаций. Какими бы ни были амбиции взрослых, ребенок нуждается в комфорте, опеке и счастье. Ему должно быть спокойно и у него не должно возникать сомнений, что он любимый и нужный. Детская психика устроена так, что когда ругаются двое одинаково любимых человека, он склонен винить себя в разладе. На этой почве формируются многие комплексы, способные испортить жизнь этому маленькому человеку.
  3. 3. Уделять малышу должное внимание, несмотря на усталость и трудности. Это ему жизненно необходимо для нормального развития психики.
  4. 4. Ежедневно прилагать усилия для того, чтобы разговорить ребенка: выполнять простые, но эффективные упражнения. Кроме положительного влияния на расширение словарного запаса, такие занятия дают ребенку самое необходимое — общение со взрослыми.

Хоть все дети особенны и индивидуальны, но пускать ситуацию на самотек не стоит по нескольким причинам:

  • ребенок нуждается в защите, ему необходимо быть уверенным в том, что его взрослый знает, «как надо» и научит его;
  • у него могут возникать проблемы в коммуникации со сверстниками из-за бедного словарного запаса, что может вылиться в серьезные психические расстройства;
  • без общения невозможно усвоение информации, а значит и интеллектуального развития, накопления опыта.

Эффективные способы научить ребенка разговаривать за короткое время:

Буквально все, что в данный момент окружает ребенка и маму или папу должно, быть озвучено и показано.

Это не только расширит словарный запас, но и разовьет внимание, память, мышление.

Взрослые, которые поступают так еще с грудничкового возраста, никогда не столкнутся с проблемой молчания малыша после 2 лет.

Прежде чем требовать «ну скажи», огромное количество раз нужно сказать это самим

В этом возрасте они активно познают мир через действия и насильно их усаживать — преступление.

Доказано, что именно в движении развивается психика, и нет ничего более угнетающего для малыша, чем сидение на одном месте более 10 минут.

Поэтому все «уроки» должны быть активными: бегать, прыгать, играть в догонялки и «кто первый», танцевать и комментировать каждое действие, происходящее вокруг, называть задействованные части тела

Такие ежедневные зарядки укрепят мышцы ротовой полости и сделают произношение звуков более легким

Но важно еще и повторять за ним его слоги и попытки сказать что-то — так он убеждается, что его понимают и он все делает правильно.

Если малыш пытается назвать предмет и у него выходит звуковая комбинация, нужно сказать ее следом за ним, а потом произнести слово так, как оно звучит.

Такая практика требует постоянного внимания и определения взаимосвязи между звуками и понятиями, которые они могут означать.

Важно, чтобы в собственной речи взрослый употреблял слова правильно, а не так, как их произносит ребенок

Пальчиковые игры способствуют развитию навыков общения: «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Семья пальчиков» и другие

Необязательно читать стих или сказку сразу, они могут не вызывать интереса у крохи.

Можно комментировать рисунки, указывая на них пальцами: «Вот большой медведь с красным цветком, он идет в лес за ягодами», «Вот малыш-котенок пришел к маме-кошке, чтобы попросить у нее молока».

Когда ребенок запомнит картинки, можно играть с ним в игру «А где медведь?

А где красный цветок?».

Если малыш указывает на нужные изображения, значит, он все понимает и произношение этих слов не за горами.

Эффективным будет указывать пальцем на предметы, о которых сейчас идет речь.

Чтение книг должно стать ежедневным обязательным ритуалом

Родителям нужно уделить время на их разучивание и напевать их при каждом удобном случае

Можно переспрашивать, дополнять, хвалить, говорить, что ребенок замечательный рассказчик/собеседник, но ни в коем случае не игнорировать и не сообщать ему, что «ничего не понимаю, скажи нормально»

Читать еще:  Признаки и причины ревности у мужчины: психология

Из мультиков малыш узнает что-то новое, они его впечатляет и возникает потребность поделиться этим с самым близким человеком.

Он пытается сказать слово или фразу из просмотренного сюжета, которую мама воспринимает за непонятный лепет, потому что абсолютно не понимает, о чем сейчас может думать ее малыш.

Это отбивает у него охоту рассказать ей что-то в следующий раз.

Поэтому нужно смотреть мультфильмы вместе, комментировать их и потом обсуждать — так разговор будет происходить на одном языке, понятном обоим

Это позволит малышу чувствовать себя нужным и важным, ему будет спокойно и комфортно.

Посоветуйте. Ребенок в 2 года и 3 месяца не говорит

показывали логопеду, неврологу, психолог в дс.
везде говорят — маленький.
А психиатр тоже надо?

В прошлом ответе писала:

да, произносит а-а-а-а
да-да-да
но не специально, а просто так
Слух проверяли, нормальный.
Невролог одна сказала — до 3 ждите
Логопед — до 3
дефектолог — начал орать ребенок в кабинете — ушли
Другая невролог — легкое сдвг — пейте инстенон.

Да -нет кивает? Просьбы выполняет?
Игры по возрасту? Невербальный интеллект (пирамидки,сортировка, картинки разрезные) в норме?
указательный жест?

если ТОЛЬКО активная речь, то можно ждать, можно ноотропы попить.

Если кроме речи еще чтото, то обследоваться.

Спасибо за совет.
А как лучше искать такого дефектолога? По объявлениям? Какой порядок цен?

Просто дефектолог, когда сам приходишь — около 900- 1000 рублей. По вызову — 2500. Для меня это существенная разница.

да-нет он не кивает, но показывает нравится ему или нет. Например, пойдем домой. А он не хочет. Начинает тянуть руку в другую сторону. То есть четко указывает, что хочет, но без кивков.

Просьбы выполняет самые распространенные. То что делает каждый день. Одень ботинки, залезай в машину. Если показать, что надо поднимать банки, и говорить — поднимай , он поднимает.

Строит только пирамидку. Очень любит. Рисует каля-маля с удовольствием.

Оно, звоните и записываетесь на первичную тройную консультацию

Начинает тянуть руку в другую сторону.

Рукой показывает или пальцем?
Если хочет игруку какую, или пить, или еще что, как дает понять?

Свой чужой различает?

берет мою руку и ей показывает.
Когда я беру его руку- он палец выставляет.
Если хочет игрушку — берет сам.
То что хочет есть или пить- никак не показывает.

приходила на дом логопед — к ней пошел.
К другим может не пойти. Чужих побаивается.

Людей он видит, и обойдет человека.

из 6.
а картинки из 2 частей складывает?

на этом проверьте

к стыду признаюсь, что нет из 2 частей у нас картинок.
Обязательно куплю и напишу.
На коробке написано с 2 лет. Пазлы очень крупные, большие.

На картинках ОДИН рисунок на белом фоне?

Книжки, картинки вообще ребенок смотрит?

Разложите картинки (опять же, только изображение близкое к реальности, лучше фото на белом фоне) 2-3 и попросите, дай мяч(куклу, чашку) то что хорошо знакомо. Потом разрежте пополам. Положите максимально близко. Давай соберем мяч.. Вот так.. Что получилось? МЯЧ! Какой ты молодец!

Никогда не ориентируйтесь на указанный на коробке/книжке возраст. Сейчас модно раннее развитие. Вот производители и лепят.
Любое пособи «фильтруйте». В книжку обозначенную «для 3-4 лет» запросто могут запихнуть задания из программы для 2 класса СОШ.

А этот пазл даже для 3-хлетки очень сложный.

картинки я распечатала на принтере и вырезала.
Они не цветные. может в этом проблема.

я поняла. Сначала надо чтобы он понял, что это мяч.
То есть предметы, которые он знает?

Вот я б за такие ответы поубивала бы.
то есть надо потерять 9 месяцев, что б придти к логопеду?
попейте то, походите туда

не теряйте время.
Занимайтесь сами.
И вообще — идите на первый уровень дистанционный по АВА терапии, пригодится по любому — там научат КАК учить ребенка, как подсказки давать, как поощрять.

Не бойтесь слова аутизм на втором сайте — АВА (прикладной анализ поведения) он для всех

Для вашего ребенка по описанным проблемам — уже программа в голове просится

первый дистанционный — базисные принципы

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «БАЗИСНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ (АВА)»

три модуля уже очно прошла, но начала с заочного первого
ща вот к экзамену готовлюсь по третьему модулю.

Мне это помогло всем.
Но у меня старше гораздо ребенок, тоже все говорили, ждите двух, трех, четырех, а в пять тоже не говорят, а вот петя, вася заговорил в 6.

А пока типа ждали — нежелательное поведение ребенка выросло таким буйным цветом из — за невозможности выразить свою мысль, что то попросить или отказаться или обратить на себя внимание

Щас тока этим и спасаемся.

А результаты ваших исследований доктор видел?

вызванные потенциалы могут показывать нарушения не слуха как такового, а нарушения фонематического слуха (ребенок воспринимает речь как шум).

Давайте дождемся вердикта сурдолога, а потом будем думать)
Если слух (физический) плохой это одна тема.
Если фонематический — другая.
Если есть еще какие нарушения, еще в тех направлениях надо будет работать.

В принципе при фонемат. слухе помогает ТОматис. http://www.tomatis-moscow.ru/

Спасибо большое. я туда позвонила.
Но там нам сказали, что надо уйти из нашего обычного сада. Я бы хотела пока из нашего сада не уходить, а дополнительно заниматься с дефектологом пока.

Но будем иметь ввиду. Спасибо

Поделиться с друзьями

Знаменитости в тренде

Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. v.3.4.292
© Eva.ru 2002-2019

Мы в соцсетях

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Отключение файлов cookie может привести к неполадкам при работе с сайтом. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookies. Понятно

Ребенок не говорит в 2,3

Нам в 1,10 логопед (проходили для ЦИПРа) поставил диагноз ЗРР (Задержка речевого развития), потому что «к 2 годам ребенок должен говорить порядка 40 слов типа „мама, баба, мяу, бух, и говорить предложениями типа “киска Бах» (с) и невролог следом за ним тоже. Сказали прийти в 2,5, если ничего не изменится, дадут направление в речевой сад.

Сын очень общителен, т.е, к детишкам тянется, что-то на своём бормочет (и очень много), а вот нормальные слова не хочет говорить. Недавно у нас всё-всё было «ка»: машинка, игрушка, Катя, Вика.

Сейчас есть, конечно, какой-то сдвиг, он говорит «Стёпа», иногда чётко получается «Вика» и «Катя», но это редко и как я думаю, выходит случайно. Т е прошу повторить — тишина. «Такто» — трактор, всякие поднажалки, кто как говорит — это, естественно, есть.

Начинаю беспокоиться, потому как наши сверстники если не говорят предложения, то как губки впитывают новые слова и повторяют всё. Понимаю, что всё индивидуально. но всё же.

В ЦИПРе занимаемся, т е общение с детишками идёт. Но сын всё показывает жестами. Как театр мимики и жестов! Есди смотрит мультик, он харанее знает, кто и какое действие совершит и показывает его раньше. Любое движение за взрослым повторяет. а слова — любые — повторять не хочет. Пыталась и заниматься по книжкам, типа «посмотри, какая машинка! Синяя, синяя машинка, как она сигналит? Скажи машинка» — ребенок просто закрывает книгу и идёт своими делами заниматься.

Всякие активные занятия обожает (бегать, танцевать), а вот статические (посидеть/рассмотреть карточки/рисунки, разложить по цветам) — нет.

Ребёнок не говорит в 2-3 года: почему и что делать

Если ребёнок в 2 года не разговаривает — это может сигнализировать о возможной задержке речевого развития. А когда ребёнок не говорит в 3 года — явный признак её наличия. Что означает отставание от установленных норм развития речи.

Читать еще:  Социофобия - что это такое, как справиться с социальной фобией?

Отличие от других детей состоит в том, что малыш начинает говорить, только намного позже. Это отражается на формировании психики ребёнка и затрудняет его общение с другими. В связи с чем нарушаются также познавательные процессы.

Предпосылками развития речи служат потребности в эмоциональном общении с родителями и другими взрослыми.

Речь является одним из важных компонентов общего развития ребёнка. Такие психические процессы, как память, внимание, мышление и воображение напрямую связаны с пониманием речи окружающих. Почему впоследствии и требуется много усилий. Ведь необходимо наверстать упущенное время, пока малыш не говорил. Тяжёлым последствием считается возникновение умственной задержки.

Для своевременной коррекции задержки речи важно понимать особенности её развития.

Этапы формирования речи

  1. Довербальный период. Начинается с момента рождения и длится до 6–10 месяцев. Проявляется в виде крика, лепета либо гуления. Таким образом, он заявляет другим о своих потребностях. О том, что голоден, что больно, страшно, мокро, холодно либо жарко и т. д. До 5 месяцев речь, обращённая нему, вызывает эмоциональную реакцию в виде «комплекса оживления». В этом возрасте они активно слушают разговор взрослых. И хоть ещё не умеют сами говорить, но к концу этого периода уже понимают от 50 до 100 слов. Могут пытаться выговаривать простые слоги, такие как «ма», «па» и т. д.
  2. Этап возникновения речи. Начинается в 8–10 месяцев и продолжается до двух лет. В этот период малыш начинает понимать, что звуки можно комбинировать. А эти комбинации использовать для удовлетворения своих потребностей. Например, позвать маму, сказав: «ма-ма»… А также они уже жестами могут отвечать на вопросы. С помощью интонации научаются выражать эмоции, такие как злость, радость или страх.
  3. Этап развития речевого общения. Начинается в два года и длится до 6–7 лет. Малыш проделал громадный путь для того, чтобы распознавать речь и уметь её применять в общении. В этом возрасте уже появляются первые слова. Возможно, даже словосочетаний из двух — четырёх слов. Он отлично понимает, что ему говорят и способен выполнять поручения. Овладев словарным запасом примерно в 300 слов, он в состоянии указывать на предметы, которые ему называют.

Таблица нормального развития речи

Таблица необходимого словарного запаса

Подробно о том, как развить словарный запас у дошкольников, вы можете узнать из статьи по ссылке.

Если ваш малыш не говорит, или разговаривает плохо, следует выяснить причины задержки речи. Можно обратиться к специалистам, таким как логопед, психолог, детский невролог, психотерапевт и отоларинголог. Они помогут найти факторы, повлиявшие на то, что ребёнок не разговаривает в 2 либо 3 года. А также устранить их для того, чтобы поспособствовать речевому развитию.

Причины задержки речи

Физиологические

  • Генетика. Процесс созревания нервных клеток, которые отвечают за речевую деятельность, очень медленный. Такая незрелость нервной системы передаётся по наследству. Это означает, что кто-то из близких родственников ребёнка также не спешил присоединяться к разговорам.
  • Порой малыш не разговаривает по причине общего нарушения нервной системы. Проявляется как один из симптомов на фоне интеллектуальной задержки и двигательной недостаточности.
  • Нарушение слуха. Речь может формироваться только с помощью воспроизведения услышанного. Ребёнок не понимает, как звучат слова. Отсутствие слуха может быть врождённым. Порой возникает вследствие травм слухового канала или перенесённого тяжёлого заболевания.
  • Заболевания мозга либо его поражения. Возникают по причине перенесённых инфекционных заболеваний в пренатальном периоде и в течение первого года жизни. Вследствие травм, особенно в процессе родов. А также при гипоксии.
  • Малыш может плохо говорить, потому что у него слабо развиты мышцы лица, в частности, рта.
  • А также если у него врождённые аномалии языка, губ, нёба либо лицевых мышц («волчья пасть», «заячья губа»…).
  • Психические заболевания. При задержке умственного развития характерным признаком является отставание речевой деятельности. При аутизме у малыша нет потребности общения с другими, все внимание направлено внутрь себя. Поэтому речь может быть очень запоздалой.

Социальные

  • Невостребованность речи. Когда родители не уделяют ребёнку внимания, не разговаривают с ним. Соответственно у него не формируется потребность в выражении эмоций либо требований удовлетворять его запросы.
  • Гиперопека. Точно так же не формируется потребность в выражении. Почему малыш и не говорит. Родители сами не дают такой возможности. Они угадывают его желания, предвосхищают их. Из-за такой сверхопеки у него нет потребности что-то понимать, в чём-то пытаться разобраться. За него это сделает другой.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия. Они могут привести к заболеваниям психики, нарушениям эмоциональной сферы. И соответственно к задержке речевого развития.
  • Негативизм. Обычно возникает, если родители слишком много усилий прилагают для того, чтобы малыш заговорил. Заставляют повторить сказанное ими слово, ругают при отказе, упрашивают либо наказывают. Если ребёнок в три года говорил, хоть и плохо, то со временем перестанет вообще. Отказ выражается пассивно, в игнорировании просьбы. Либо активно отвергается. Сложность в том, что малыш отказывается не только повторять, когда просят. Но и вообще не говорит в любых ситуациях.
  • Отвлечение гаджетами. Чрезмерное увлечение телевизором, компьютерными играми или постоянный просмотр мультиков негативно сказывается на организме в целом. Вплоть до развития аутизма. Взрослым порой удобно, что дитя отвлеклось, но последствия не заставят себя ждать.
  • Билингвизм. Когда в семье присутствуют носители разных языков, малышу приходится трудно. Ему требуется больше времени, чтобы научиться понимать обоих взрослых. Есть риск того, что будет совмещать в одном предложении слова разных языков. Но со временем всё нормализуется и сможет разговаривать на каждом из них.

Психологические

  • Испуг. Ребёнок может перестать разговаривать вследствие перенесённого стресса либо страха. Порой нарушения проявляются в заикании, порой дети замолкают вообще.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Если ребёнок в два или три года является свидетелем рукоприкладства или частых скандалов, то это может повлиять на его психическое развитие. От постоянно проживаемого стресса может произойти задержка речевого развития.

Почему ещё ребёнок не говорит, или разговаривает плохо, так это при возникновении патологии нервной системы, которая приводит к речевому недоразвитию. Называется алалия. Её сложно диагностировать, но если выявить на ранних сроках, возможно подкорректировать.

Существует сенсорная алалия и моторная. При сенсорной малыш не воспринимает речь, он не может отделить слова друг от друга. Порой можно заметить, как говорит последнюю фразу, сказанную другим, или повторяет вопрос. Это называется эхолалия и порой присутствует при аутизме. Речь других звучит фоном, соответственно для мозга не поступает достаточное количество информации. Почему и возникает со временем задержка умственного развития.

При моторной алалии различают 3 степени, в зависимости от поражения мозга:

  1. Ребёнок не говорит до трёх лет, но потом начинается период, когда разговаривает обрывками слов, как будто «глотая» окончания.
  2. Если малыш понимает о чём идёт речь, то сам не в состоянии поставить язык или губы в нужное положение, чтобы повторить.
  3. Может делать ошибки в неправильной перестановке слогов местами, использовать неверный падеж. Обычно сопровождается неразвитой моторикой, им сложно даются простые движения. Страдает мышление и память.

Алалии возникают при травмах или опухолях мозга. При патологии центральной нервной системы и тяжёлых родах. А также если возник резус-конфликт с матерью. Почему и важно показать малыша специалистам, если он не разговаривает и присутствует хоть одна вышеупомянутая причина. Они смогут не только назначить коррекцию и лечение. А также отличить обычную темповую задержку речи от тяжёлой патологии речевого развития.

Рекомендации для родителей

Что делать родителям, если их малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо:

  • Для того чтобы развивать речь малыша, важно придерживаться чёткого режима дня. Это означает, что должно присутствовать правильное питание, чередование сна и отдыха. Это будет способствовать его полноценному развитию и здоровью. В бодром состоянии и в хорошем расположении духа он будет активнее и легче идти на контакт. И соответственно делать первые шаги в речевом развитии.
  • Чаще разговаривайте с грудничком и ребёнком постарше. Обращайтесь к нему, рассказывайте об окружающем мире, о себе. Делитесь переживаниями или радостными моментами. Это будет не только развивать его речь, но и учить пониманию себя и своих реакций. А также создавать более близкую и глубокую связь в отношениях. Такой малыш будет расти, ощущая внимание и принятие близких, что будет способствовать его нормальной самооценке и собственной значимости для других.
  • Если малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо – проводите больше времени вместе, качественно и активно. Устраивайте чаще совместный отдых на природе или вместе занимайтесь домашними делами. Принимая участие в помощи взрослым, ребёнок будет стараться быть похожим на них, что очень мотивирует развивать речевые способности.
  • Играйте в различные игры с ним, направленные на развитие. Всяческие лёгкие пазлы, карточки с животными либо предметами будут пополнять его словарный запас и стимулировать повторять за вами верное произношение. Главное, не давите на него, не заставляйте, чтобы избежать негативизма. Увлечённый игрой, он сам будет пытаться выговаривать слова.
  • Предлагайте окончить вашу фразу. Подходит в тех случаях, когда ребёнок понимает, но ему нет смысла говорить о своих желаниях, потому что взрослый их предугадывает. К примеру, «Сегодня после сна мы пойдём…», «Ты хочешь скушать…». Это также помогает распознавать свои потребности и понимать, что родители прислушиваются к его мнению и желаниям.
  • Мелкая моторика играет очень значимую роль в активизации речевого центра. Можно делать вместе поделки из теста или пластилина. Продаётся кинетический песок, который может увлечь даже взрослых. Пусть перебирает крупу и макаронные изделия. Подготовьте пространство и одежду, чтобы порисовать пальчиковыми красками. Развивают моторику и сосредотачивают внимание различные шнуровки, когда карапуз пытается продеть кончик в дырочку. Рассыпьте в миску разноцветных пуговиц и бусинок. Расскажите про их размеры по отношению друг к другу и формы.
  • Читайте сказки, рассказывайте стишки, потешки и частушки. Это развивает, пополняет словарный запас двух или трёхлетнего ребёнка. И что немаловажно, создаёт радостное настроение. А колыбельные песенки расслабляют и вызывают ощущение комфорта и безопасности.
  • Если малыш плохо говорит, посещайте чаще детские площадки, парки и игровые центры. Когда он заиграется с малышом, который уже говорит, то будет пробовать копировать его, делать как он. Это родители привыкли понимать и угадывать потребности своего ребёнка без слов. А незнакомые люди, тем более детки будут провоцировать скорейшее подключение речевого центра.
  • Если «молчуну» уже три года, а он почти не говорит, то психологи рекомендуют отдать его в садик. В компании таких же дошкольников он сможет разговориться. Главное, подготовить его к саду. Объяснить воспитателям, что малыш пока не говорит и что не следует давить на него или требовать. И со временем, пройдя адаптацию к новым условиям, карапуз сам проявит желание делать как остальные детки.
Читать еще:  Куда сходить с девушкой: сводить погулять, пригласить на свидание?

Подробно о том, как развивать речь у дошкольников, вы можете узнать из статьи по ссылке. А также вам могут быть полезны упражнения по развитию речи, в статье по ссылке.

Чем раньше вы начнёте коррекционную работу, тем проще вашему малышу будет заговорить. В 2015 году психологи и логопеды одного из ДОУ Москвы проводили исследования с детьми трёхлетнего возраста, у которых были задержки в речевом развитии. Родители этих десятерых малышей придерживались вышеупомянутых рекомендаций. В основном задача была делать подделки и прочее для развития мелкой моторки. А также много читать книг, стихов и потешек. Через год 9 из 10 детишек догнали по речевому развитию своих одногодок.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector